Война в Афганистане стала самой масштабной войной СССР после окончания Великой Отечественной войны. Афганистан издавна находится на перепутье между Востоком и Западом — с Ираном на Западе, с Китаем, Пакистаном и Индией на востоке, Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном — на севере. Геополитика Афганистана проста – тот, кто его контролирует, тот определяет военно-экономическую ситуацию на границах вышеперечисленных стран. Поэтому неудивительно, что СССР попытался установить контроль над этой мятежной землей. Не удивительно и то, что ему всеми силами пытались мешать сделать это, в первую очередь США и Великобритания. Без западной поддержки душманы не продержались бы и двух лет. Настолько, мало понятная, для обывателя война, идет и сейчас — силы коалиции во главе с США увязли в Афгане, их война идет с 2001 года и победы как не было, так и нет.
Эта война нашла свое отображение в многочисленных фильмах, как в СССР (в основном) и бывших советских республиках (в основном – Россия), так и в странах западной оси.
Нога (1991)
Режиссер создает потрясающий эффект вовлечения. Этот фильм о бессмысленности и беспощадности войны, о том, как меняется человек, прошедший сквозь этот ад, о том, что уже никогда он не сможет жить по-старому, и что нога — это отнюдь не самое весомое, что он может потерять.
Герой фильма Валера — веселый парень из Москвы, который в свои 19 лет познал весь ад афганской войны, на которой он потерял ногу.
Оказавшись на афганской войне, советский солдат Валерий Мартынов мстит за убитого друга. БМП, на котором он въехал в кишлак, горит. Валера приходит в себя в госпитале, ему ампутировали ногу. Жизнь продолжается, но в ней нет прежнего Мартынова. Его преследует кошмар, маниакальная идея: нога жива, она превратилась в двойника Валерия и желает ему смерти. Вернувшись с войны, он и не подозревал, что настоящий кошмар для него только начинается…
Год: 1991 Страна: Россия Режиссер: Никита Тягунов Жанры Фильма: боевик, драма, военный
В ролях снимались: Иван Охлобыстин Петр Мамонов Иван Захава Наталья Петрова Фархад Махмудов Людмила Ларионова Шерали Абдулкайсов Оксана Мысина М. Айнетдинова Д. Андрианов
Занимательные факты о фильме:
- Съёмки фильма проходили в Крыму и г. Рыбинск, долго и сложно. Был момент в процессе, когда картина была под угрозой закрытия. Но Ролан Быков волевым решением назначил директором картины молодого амбициозного Рената Давлетьярова. Ренату было тогда двадцать пять лет, это была его первая картина. До сих пор он считает эти съёмки самыми сложными в своей карьере. Тогда ему удалось возобновить процесс съемок, и довести его до конца.
В процессе создания картины Иван Охлобыстин многое придумывал сам для развития своей роли. Например, деталь — склад одинаковых желтых рубашек в чемодане у Мартына, и многое другое.
Главной ценностью картины создатели посчитали безоговорочное принятие её самими ветеранами афганской войны.
На кинофестивалях звучало мнение о том, что это «лучший антивоенный фильм мира».
Стихотворение, которое в финале фильма читает герой Ивана Охлобыстина, написал друг Надежды Кожушаной писатель Сергей Рядченко, прошедший афганскую войну. Посмотрев фильм, он спросил Надежду: «Какое право ты имеешь чувствовать так же?»
В сценах в госпитале участвовали настоящие солдаты. Один без обеих ног, двое без правых. В титрах к фильму было сказано «консультанты: рядовые». Цензурой это было запрещено и убрано из титров.
На афганской войне существовало много извращенных способов убийства советских солдат. Для постановки сцены убийства Рыжего, друга главного героя, нужно было выбрать один. Никита Тягунов узнал пять вариантов, и рассказал их Надежде Кожушаной. Она выбрала самый «интеллигентный» для фильма, где сам ужас можно не показывать.
В телеверсии фильма обычно бывает заглушён звук во время монолога брата Мартына в поезде, в исполнении Пётра Мамонова, а также текст частушки, которую солдаты поют в госпитале, несмотря на то, что оригинальный текст содержит в каждом случае только по одному нецензурному слову, а монолог Мамонова по замыслу является ключевым моментом фильма.
- В картине было большое количество дебютов, причем в основных позициях: режиссёр-постановщик, оператор-постановщик, актёр — исполнитель главной роли, директор картины.
Афганский излом (1991)
Драма «Афганский излом» — по мнению многих критиков, один из наиболее лучших российских фильмов об Афганской войне, за рубежом он также оценен достаточно высоко.
События фильма разворачиваются накануне вывода советских войск из Афганистана. И, казалось бы, можно уже не волноваться за судьбу наших ребят, но… война продолжается. В подразделение десантников, которым командует майор Бандура, направляется сын высокопоставленного военного. Причина его прибытия накануне вывода войск понятна всем: парню необходимо успеть «поучаствовать» в боевых действиях и заработать награды. Однако обстоятельства складываются так, что движению войск и техники препятствуют вооруженные силы моджахедов. Проведя разведку, Бандура ведет своих бойцов на последнюю решающую операцию…
Год: 1991 Страна: СССР, Италия Режиссер: Владимир Бортко Жанры Фильма: драма, военный
В ролях снимались: Микеле Плачидо Татьяна Догилева Михаил Жигалов Филипп Янковский Алексей Серебряков Нина Русланова Хашим Рахимов Кием Якуб Артур Уваров Юрий Кузнецов
Занимательные факты о фильме:
Оператор-постановщик Валерий Федосов погиб во время съемок фильма.
По мнению некоторых критиков, один из лучших фильмов об Афганской войне. На сайте IMDb фильм имеет рейтинг 7.4/10 (на август 2010 года).
Один из реальных участников войны в Афганистане, напротив, отмечает низкую достоверность фильма как с точки зрения зрения многочисленных технических ошибок, так и в идейном содержании.
по материалам сайта http://voenhronika.ru